Рулевая рейка –
устройство и принцип действия
Рулевая рейка – один из важных узлов автомобиля, с
помощью которого осуществляется поворот машины на определенный угол в заданную водителем
сторону. Другими словами – усилие, которое передается водителем на руль,
преобразовывается с помощью данного устройства в поворот колес автомобиля. Каждый
автомобилист должен знать принцип действия и устройство этого узла, так как его
поломка может привести к серьезным последствиям и быть небезопасной для
здоровья и жизни водителя, пассажиров, а также других участников дорожного движения.
Основные составляющие реечного рулевого управления – это рулевое
колесо, вал, рейка, тяги и наконечники. Принцип действия заключается в том, что
при вращении руля усилие передается на шестеренку, которая связана с зубчатой
рейкой. Шестеренка поворачивается и перемещает рейку вправо или влево. Связанные
с рейкой тяги также перемещаются в сторону поворота руля и поворачивают
ступицу, на которую крепится колесо.
Виды
В настоящее время на автомобилях можно встретить такие
виды рулевых реек:
- механическая. Это самый простой механизм рулевого
управления. Поворот колес происходит благодаря силе водителя, с которой он
крутит рулевое колесо. Существуют вариации со сменным передаточным числом, где
от центра до краев изменяется шаг зубьев. При этом облегчается поворот руля при
движении в ограниченном пространстве на небольшой скорости и усложняется на
большой;
- гидравлическая. Практически все современные автомобили
комплектуются именно этим видом устройства. Во время вождения для поворота руля
водителю нужно прикладывать минимум усилий. Это обусловлено наличием гидравлического
усилителя руля (ГУР) и действует таким образом – давление масла, создаваемое
насосом ГУР, увеличивает нагрузку и облегчает поворот руля;
- электрическая. Наиболее современный вид рассматриваемого узла автомобиля. Для
уменьшения усилий, прилагаемых водителем, используется электрический усилитель.
Электромотор может располагаться на рулевой колонке, рулевом валу или входить в
состав самой рейки. Данный вид обеспечивает надежность и безопасность при
движении автомобиля, прост в обслуживании, обладает высоким КПД и способствует
экономии топлива.
Основными плюсами реечного механизма являются небольшие
габариты и вес, высокая точность управления, небольшая стоимость и возможность
длительной эксплуатации без технического обслуживания. К недостаткам можно
отнести появление стуков и люфтов, а также передачу ударов от неровностей
дорожного покрытия на руль.
Основные признаки неисправностей
Эксплуатирование автомобиля на дорогах с плохим дорожным
покрытием значительно увеличивает нагрузки на рулевые механизмы. Следует обратиться
к специалисту, если появились такие неисправности:
- произвольное вращение руля;
- стало сложнее поворачивать руль;
- повышение шума ГУР;
- появление пятен масла на пыльниках или его деформация;
- поломка зубцов шестеренки или рейки;
- стук на небольших неровностях дороги;
- износ деталей;
- попадание грязи, пыли и влаги в результате
разгерметизации корпуса.
Любое изменение в управлении автомобилем должно быть
первым сигналом, чтобы обратиться в автомастерскую или интернет-магазин, чтобы купить рулевой механизм. Если неисправность невозможно устранить
ремонтом детали, вам потребуется новая рулевая рейка, широкий выбор которых предлагают многие магазины. В случае, если вы хотите
выполнить ремонт самостоятельно, купить новую рулевую рейку можно на сайте интернет-магазина
PROavto. При обращении к консультантам вы можете уточнить такие моменты, как наличие на складе, стоимость рулевой рейки, сроки и какая будет цена доставки по Украине, например, в такие города, как Киев, Харьков, Одесса.